РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ (V-XVI ВВ.)

Мода того времени возрождала женственность. Средневековье пропагандировало бледность и худобу, новая эпоха отвергала это и приветствовала легкий румянец.

Распространение грамотности

В Средние века очагами грамотности, культуры, информации в Европе были монастыри. В монастырях создавались библиотеки — причем не только религиозной, но и светской литературы, в том числе и античных авторов. При многих монастырях существовали школы, колледжи и религиозные ордена, созданные первоначально для изучения, перевода и переписки Библии (муниципальные школы появились позднее). В монастырских школах учили чтению, счету, письму и латыни — языку средневековой церкви. Для неграмотных людей (homo idioticus (лат.) — человек неграмотный, воспринимающий только глазами) расписывали стены церквей на библейские сюжеты, чтобы можно было хотя бы визуально изучать Священное Писание.

Постепенно грамотность перестала быть привилегией духовенства и узкого круга светских лиц. На базе монастырских учебных заведений со временем появились первые университеты: например, в Болонье (Италия), Оксфорде и Кембридже (Англия), Саламанке (Испания), Коимбре (Португалия), Париже (Франция), Праге (ныне Чехия, а в то время — Германия). Само название «университет» в сегодняшнем понимании появилось в 1262 г.. При университетах были собраны огромные библиотеки, которые по числу книг часто превосходили монастырские книгохранилища. Например, библиотека Парижского университета насчитывала в 1338 г. 1720 томов.

Основание университетов стало толчком и к распространению книг. До изобретения типографского станка книги переписывались от руки, они были редкими и дорогими, а особо ценные экземпляры даже приковывались цепями к стенам. В старину книги переписывали рабы, затем этим стали заниматься монахи. Монастырские мастерские по переписке рукописей и книг, скриптории, возникли в VI—VII вв. в разных странах Европы и просуществовали до XIII—XIV вв., когда книжное производство стало переходить в руки светских переписчиков — городских ремесленников. Так, в Париже они объединились в корпорацию «Университетские присяжные переписчики книг». Парижский университет следил за их деятельностью — в частности, выделял преподавателей, которые исправляли ошибки в книгах, а впоследствии также утверждали переписанные книги к продаже. Подобная ситуация была и в Германии.

В 1323 и 1342 гг. во Франции были приняты статуты, регламентировавшие переписку и продажу книг. Люди, собиравшиеся заниматься перепиской или книготорговлей, должны были предварительно сдать экзамен университетским профессорам. Строгий контроль государства над книжным промыслом не остановил распространение книг: к началу XV в. во Франции работало почти 10 тыс. переписчиков.

Когда был Ренессанс

Точно обозначить границы эпохи невозможно; дебаты по этому поводу ведутся десятилетиями и вряд ли когда-нибудь завершатся. За символическую началь­ную точку чаще всего принимают 1341 год, когда Франческо Петрарка был ко­ронован лавровым венком на Капитолии. В античные времена венок по­лагался победителю поэтических состязаний, но в XIV веке Петрарка оказался вне кон­куренции: он был по праву признан бесспорным триумфатором, на­следником античной словесности, призванным возродить чистую латынь. 1341 год — дата более чем условная, однако в науке существует консенсус, что Ренессанс начался в Италии XIV века, а его первым и главным центром была Флоренция. Когда наступил конец — вопрос еще более спорный. Финальным аккордом Ренессанса можно считать и открытие Америки (1492), и начало Ре­формации (1517), и казнь философа Джордано Бруно (1600), и конец Тридцати­летней войны (1648). Международные отношения утратили стро­гую иерархичность: короли, курфюрсты, князья и ландграфы Европы переста­ли считать императоров Священной Римской империи богом данными сюзере­на­ми. Возникла и утвердилась идея суверенных государств и невмешательства в их внутренние дела, появилось представление о веротерпимости. Новые нормы означали наступление новой эпохи.

Мрамор и Ренессанс

Микеланджело говорил: «Внутри каждого куска мрамора скрывается скульптура, но только настоящий творец способен найти ее». Итальянцы с успехом повторяли шедевры греческих и римских мастеров. Подтверждением тому служит пятиметровая статуя Давида, выставляемая сегодня во Флоренции.

В плане организации работ мало что изменилось – исключительно ручной тяжелый труд на всех этапах обработки. Однако европейцы 15 века имели уже более развитую технологическую базу. Появились легированные стали и сплавы, позволяющие изготавливать прочные сверла и пилы. Обработку химическими растворами не проводили – щавелевую кислоту начнут применять только в конце 19 века. Для тонкой обработки поверхности мрамора использовались прообразы современных напильников.

Несмотря на прогресс, основной перечень инструментов для работы с «блестящим камнем» оставался прежним:

  • долото с железным наконечником;
  • молоток;
  • пила;
  • сверло;
  • отвес;
  • скребок;
  • приспособление для полировки
  • линейка.

Как удивились бы рабочие каменоломни, увидев алмазный диск, как масло разрезающий толщу мраморной глыбы. Хотели бы, наверное, древние мастера испытать в работе шлифовальные машины, ручные плиткорезы, фрезы и лазерные диски.

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок.

Л. да Винчи. Автопортрет

Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это — «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.

С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо — общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело — замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».

Читайте также:  Куртки для полных женщин — демисезонные и зимние модели

Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».

Рафаэль. Сикстинская мадонна

Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е — 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.

Тициан. Автопортрет

К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.

Высокие головные уборы и глубокие вырезы.

Новая эпоха прославляла естественную красоту: тонкую талию, белозубую улыбку, пылающие губы, широкие плечи. Белый цвет волос являлся тогда эталоном красоты. Любые средства в достижении этого тона были хороши. Приветствовался большой открытый лоб, даже выщипывались брови. Мода ренессанса воспевала богатство, которое читалось не только в дорогих тканях, но и в убранстве рукавов драгоценностями.

Во второй половине XV века мода привнесла некие коррективы. Узкие рукава платья, сначала в области локтя, а потом и в проймах имели прорези, которые просвечивали нижнее белье. Теперь платье имело два акцента, два материала. Нижнее белье становилось богаче и роскошнее, не желе верхняя часть платья. Таковы особенности женского платья эпохи Ренессанса.

Читайте дальше Как пировали в рыцарском замке

Высокие головные уборы и глубокие вырезы.

Читайте дальше Наука в Китае. Возрождение и развитие

Читайте дальше Загадочная цивилизация Майя

Реклама будущего уже сегодня

Устав от суеты, мы поднимаем глаза к звёздному небу — и там тоже можем увидеть рекламу.

Первые эксперименты проводились в середине прошлого века — гражданский вариант зенитного прожектора закрывался трафаретом с надписью, после чего включался в сторону ближайшего облака. Минусов тут было два — короткий срок службы лампы прожектора и зависимость от высоты облачности. Ситуацию исправили в начале XXI века. Первый момент — новая матрица светодиодов обеспечивает коммерчески приемлемый срок службы и выдаёт световой поток нужной интенсивности. Второй — использование в качестве экрана зданий.

Читайте также:  Составляем базовый гардероб для женщины на весну 2020

Изображение статично, но этот недостаток уже устраняется использованием голографии. Источником света выступает лазер, способный «рисовать» динамическое изображение как на плоскости —

так и в небольшом объеме пространства —

В «Звёздных войнах» подобное казалось фантастикой, а сегодня — это реальность на уровне первых коммерческих образцов. Насколько это серьезно и какие тут могут быть перспективы? Планируется выведение на орбиту спутников, которые будут транслировать голографическую рекламу в небесах над городами.

«Бюджетная» альтернатива — использование летательных аппаратов. Пример — рекламный баннер, прикреплённый к самолету.

Минусы — фиксированное время полёта и малая площадь баннера. Есть более оригинальная «версия» — на самолёт устанавливается несколько генераторов дыма, которые синхронно срабатывают, позволяя делать надписи в небе.

Минус — живёт такая реклама до первого порыва ветра. Можно заменить самолёт на воздушный шар. Этот летательный аппарат способен держаться в воздухе часами, а площадь оболочки позволяет разместить ДЕЙСТВИТЕЛЬНО заметную рекламу.

Минусы — высокая стоимость, зависимость от погоды, привлечение профессионального пилота для получения нужного результата. Можно ли автоматизировать процесс? Можно — так появилась реклама с помощью дронов. Речь идёт не об одном аппарате, транспортирующем небольшой баннер. Сотни дронов поднимаются в ночное небо, создавая объёмную и динамическую картину. Это можно смело назвать рекламой будущего!

Существует много версий, когда появилась первая реклама. Кто-то уверяет, что родоначальниками были ремесленники из Китая, которые в XIII веке размещали информацию на бумаге, в которую заворачивали продукты. А кто-то уверен, что первая реклама принадлежит торговцам из 500-х годов нашей эры, которые ходили с табличками, предлагая товары. Другие же уверены, что реклама появилась благодаря англичанину Уильяму Какстону — первому, кто начал печатать и распространять рекламные листовки в XV веке.

Появление рекламы в России датируется X-XI веками, когда купцы начали предлагать свои товары. Появились первые промоутеры — зазывалы. И спустя десять веков требования к ним не изменились: громкий голос, приятная внешность, убедительность, коммуникабельность. А вот первая печатная реклама появилась уже в XVIII веке в газете «Ведомости», которую стали издавать по приказу Петра I. Формирование современного рекламного рынка в России началось с 1990-х. А в 2000-х закончились основные процессы становления. В этот период появилось наибольшее количество рекламных агентств, обучающих программ и сообществ.

Какие-то направления устаревают или становятся актуальными для ограниченной группы товаров (например, печатная реклама), а какие-то набирают обороты и развиваются с большой скоростью (например, digital). В настоящее время в России функционирует около 5-ти тысяч рекламных агентств, в которых занято до 40 тысяч сотрудников. В современном мире реклама приобрела десятки форм и трансформаций, став неотъемлемой частью мировой экономики.

Анастасия Аввакумова, руководитель отдела по работе с клиентами, управляющий партнёр компании Studio42